ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН.СЛОВО НА ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
4 марта, 2024
Проповедь в Неделю Православия
19 марта, 2024
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН.СЛОВО НА ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
4 марта, 2024
Проповедь в Неделю Православия
19 марта, 2024

Проповедь архиепископа Алипия (Гамановича) в Неделю сыропустную

 

«Если вы будете прощать людям прегрешения их…»

Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небес­ный: а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согршений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Наступает Великий Пост — время усиленной мо­литвы и покаяния, в это время мы должны напряч все наши духовныя силы испрашивая прощения наших грехов у Бога.
Но, чтобы было успешно наше покаяние, мы сами должны примириться с нашими ближними.
Какой наглядный признак примирения? Когда мы просим у нашего ближнего прощение. В воскресение, в канун Великого Поста Св. Церковь установила обычай испрашивать прощение друг у друга. В просторечии этот день называется «прощенное воскресенье». От кого должна исходить инициатива примирения, если налицо есть какая-то вражда между людьми? Повидимому, каждый скажет: от виновного. И невиновный с этим согласится, он скажет: «он меня обидел, он первый начал, поэтому он должен у меня попросить прощение. В сердце своем я его прощаю, но не вижу, почему я должен просить прощение у него».

В каждом конфликте между людьми, если даже по принципу права нужна признать одну сторону винов­ной, а другую невиновной, по принципу морали, или лучше сказать, исходя из духовного ведения вещей, невиновная сторона в какой-то мере тоже виновата, потому что невиновный мог допустить зло раньше, и оно бумерангом обрушилось на него сейчас.

И если мы посмотрим с психологической стороны, то получается: когда невиновный первый попросит у виновного прощение за происшедший конфликт, то ви­новный будет этим растроган и поспешит примириться.

Невиновному даже легче попросить прощение, так как виновный скорее склонен к самооправданию, что­бы в какой-то мере смягчить свою вину и не показаться пред людьми плохим человеком.

Поэтому для примирения не имеет значения от кого будет исходить инициатива: от виновного или от не­виновного.

Поэтому то Господь и говорит: когда ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, — не только, когда ты обидел кого-то, но даже, — когда кто-то имеет что-нибудь против тебя, оставь свой дар, пойди и примирись сначала со своим ближним, и только тогда уже приноси свой дар Богу (Мф. 5, 23-24).

А пред Богом мы всегда виноваты. Попросив прощение, мы этим открываем двери для милосердия Божия к нам.
Неужели нам самолюбие дороже милости Божией! Давайте подумаем об этом. Аминь.

Произнесено 1 марта 1981г. http://www.synod.com/synod/rocor/ser_archbpalypynedsiropustnaya.html