Язык мой – друг или враг?
28 апреля, 2023
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» СМОЛЕНСКАЯ (Празднование 28 июля / 10 августа)
1 августа, 2023
Язык мой – друг или враг?
28 апреля, 2023
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» СМОЛЕНСКАЯ (Празднование 28 июля / 10 августа)
1 августа, 2023

Афонские старцы – о сложных вопросах современности

 

Вопрос: Я знаю, что ко всему хорошему нужно себя понуждать. Но на практике видно, какая слабая у меня сила воли. Прошу вашего совета.

Отец Моисей (Агиоритис): Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться». Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправданий. Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому, что согрешили, а потому, что стали оправдываться. Старец Паисий говорит страшные слова: тот, кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона. Когда мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, мне тяжело молиться, потому что жена моя ведет себя не так, потому что мой коллега меня поддел, потому что дети меня не слушаются и т.п.», – мы возлагаем ответственность на кого угодно, но только не на самих себя. Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то и мир исправится». Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного – почему он не стал писателем. Начало духовной жизни – это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил преподобный Паисий. Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал. Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю – где здесь монастыри и храмы, а другой спрашивает – где здесь центры развлечений, дискотеки и т.д. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые – в зеленом, красные – в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый – буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать. Мы должны просить Бога открыть нашу веру, наши способности. С Его помощью мы сможем их развить и делать то, что мы можем. Однажды к преподобному Паисию пришли паломники и сказали, что они читают «Жития святых» и приходят в отчаяние. Старец спросил их, в каком издании они читают «Жития», потому что, когда он их читает, всегда радуется. «Мы читаем про святого Симеона Столпника, который 40 лет провел на столпе, – отвечали паломники. – А мы что, разве можем делать такие вещи?» Конечно, Господь не требует от нас такого подвига, а требует, чтобы мы хотя бы 40 минут сдерживали свой гнев.

Вопрос: Я и моя жена окончили Богословский институт. У нас замечательная семья, пятеро детей. Внешне все хорошо. Но мы практически потеряли веру, не можем даже молиться – полное равнодушие. У нас многие окончили семинарию, Богословские курсы, и богословские знания у них повредили вере – они даже не могут читать Евангелие. Как воцерковленным людям избавиться от церковного нерадения? Как победить паралич воли, если мысли о судьбе приводят в отчаяние?

Отец Моисей (Агиоритис): Очень сложный вопрос. Старец Софроний рассказывал, как он стал монахом. Он имел хорошее образование, путешествовал по разным странам, был талантливым художником, однако чувствовал какую-то пустоту в себе. В то время, как у него были все блага этого мира, он не имел мира в своем сердце. В атмосфере такого отчаяния он принял решение посвятить свою жизнь Богу. «Я не мог аргументировать свое внутреннее убеждение, но я решил пойти учиться богословию в Богословский институт Преподобного Сергия в Париже. Все там говорили о Боге, но Бога я там не нашел. На Святой Горе, куда я приехал, никто не говорил о Боге, но вся жизнь была посвящена Ему. Поступив в русский монастырь, я только через шесть лет узнал святого Силуана Афонского. Эта встреча стала важнейшим событием в моей жизни». Так неграмотный крестьянин из России дал ему знание о Боге – сам он узнал о Боге не из книг, а потому что Сам Господь трижды явился ему. Так отчаяние и разочарование в делах этого мира, даже в духовном чтении, могут стать предпосылками для обретения Бога. Когда человек познает суету этого мира, он приближается к Богу – не столько через книги и боязнь Страшного суда, сколько через духовные потребности своего сердца. Пусть этот человек отстранится от своих навязчивых вопросов, постарается немного отойти от гнетущих его проблем. Пусть молится Богу без надрыва и перенапряжения, пусть просто благодарит Бога за то, что было, и за то, что есть, и просит открыть ему путь. В монашеской жизни иногда может случиться помрачение, наступить уныние. Но мы всегда помним, что это временно. Мы должны смиряться, так как наша тайная гордость и самолюбование иногда проявляют себя. Господь не утаивает от нас Свои дары, но посылает их тем, кто призывает Его со смирением и расположением души. Я молюсь и желаю, чтобы Бог всех нас посещал и просвещал. На Святую Гору приходят люди из разных мест.

Преподобный Афанасий Афонский имел учеников из Сицилии, Армении и других стран. Святая Гора распространяется на весь мир – всякий человек, живущий подобным образом, является святогорцем. Пресвятая Богородица да молится о нас и благословляет нас, молитвы Ее да будут со всеми нами!

Вопрос: Какое место, по-вашему, в современном мире занимает Россия? Каков ее духовный путь, каково ее будущее?

Отец Арсений (Буразеритис): Приходится только удивляться, что Господь помог России выбраться из горнила испытаний, которые длились весь XX век. Теперь начался новый период, и мы, греки, исторически и по вере связанные с Россией, радуемся ее возрождению. Мне вспоминаются слова Господни о том, что кого Господь любит, того Он и наказывает. Что касается будущего, то, не преувеличивая, можно сказать, что наши глаза обращены к России. Мы надеемся и ожидаем, что в ближайшее время ее роль в мире станет ведущей, потому что христианские страны Запада явно отступили от Господа. Сила России исключительно в православии. Эта сила, исходящая из православия, помогла нашей стране – Греции – во время турецкого ига.

Вопрос: Как узнать волю Божию о себе?

Отец Арсений (Буразеритис): Прежде всего, исполнение воли Господней состоит в познании заповедей Господних и следовании им. Чтобы исполнить заповеди Господни, надо полюбить Господа, чтобы полюбить Господа, надо Его познать, а чтобы познать Господа, надо, чтобы Он Сам открыл Себя человеку. Это слова преподобного Силуана Афонского. Наша обязанность заключается в том, чтобы просить Господа о ниспослании на нас Святого Духа. И тогда Духом Святым Иисус Христос приведет нас к Богу Отцу, Который откроет нам Свою волю. Ключом к достижению этого является смирение.

Вопрос: Может ли быть так, что Бог оставляет человека?

Отец Арсений (Буразеритис): Ни в коем случае. Если Господь принес Себя в жертву и позволил распять Себя за спасение всего рода человеческого – как же Он может оставить одно человеческое существо?

Вопрос: Если принимаешь конкретное решение, то как узнать, есть ли на то воля Божия?

Отец Арсений (Буразеритис): Если я в монашеском чине, то сам по себе не могу решить – я должен спросить у своего старца. Если же я мирянин, то спрашиваю у своего духовника. Конечно, между монахом и мирянином большая разница. В монастыре послушание старцу – это таинство, а отношения мирянина со своим духовником имеют форму духовного совета, духовного управления. Духовник – это человек, который может мне помочь, несет за меня ответственность, но у него не такая позиция, как у старца в монастыре.

Вопрос: Мы занимаемся тем, что снимаем духовные, нравственные фильмы для детей – сказки, жития, – чтобы спасти хоть кого-нибудь. Дети все равно смотрят телевизор, так пусть они лучше смотрят хорошее, чем плохое.

Отец Варнава (Костамонитис): Учеба учебой, но дети должны молиться. Пусть хотя бы одну четку в день делают, потому что, если им скажешь сделать больше, они вообще ничего не сделают. Одному путешественнику нужно было переправиться через реку. В том месте не было моста, поэтому он пустился вплавь. Но прежде долго молился. В это время за ним наблюдал аскет, который также молился, чтобы тот переправился благополучно. Тем не менее путешественник утонул. Некоторое время спустя пришел на то место другой человек и, сотворив только крестное знамение, прыгнул в воду и переплыл реку. Отшельник-аскет смутился: «Как же так – о том я молился, а он утонул, а этот только перекрестился – и переплыл?» Тогда явился ему Ангел в образе монаха и сказал: «Тот, что утонул, вспомнил о Боге только в крайней нужде, а другой молился каждый день». В этой притче ясно показано значение молитвы. Поэтому мы настаиваем, чтобы дети совершали хотя бы маленькие четки каждый день, а не только в случае нужды. Конечно, взрослые должны больше молиться – не менее получаса в день. Молитва – это как маленькое деревце, которое мы сажаем. Вырастая, оно приносит свои плоды – мир и душевное спокойствие, помогает человеку в его делах. Если у человека есть какое-то внутреннее смущение, он ничего спокойно не сможет делать. Если дети не научатся молиться – они ничему не смогут научиться.

Вопрос: Что самое главное в христианской жизни?

Отец Варнава (Костамонитис): Самое главное – жить в покаянии, чтобы христианство было нашей жизнью, а не каким-то благим обычаем. Мы должны следовать тому, чему учил Господь: любить людей, смиряться, делать добро своим братьям, помогать всем несчастным, больным. Одна женщина очень хотела верить во Христа. Она молилась Христу, желала увидеть Его. И тогда Господь явился ей во сне, сказал, что придет к ней в дом, и назвал день, когда Он придет. В назначенный день женщина убрала весь дом, покадила благовониями. Когда она убиралась, к ней постучал старик, голодный, оборванный, и попросил: «Добрая госпожа, дай мне немного поесть, чтобы я мог согреться, и я сразу уйду». Женщина ответила, что не может, так как ждет Господа. Немного погодя к ней пришла женщина и попросила пустить ее согреться, но хозяйка прогнала и ее. Через некоторое время к ней пришел ребенок, который тоже просил поесть, но и его та женщина прогнала. Она продолжала ждать Господа. День прошел, она заснула. Во сне она опять увидела Христа и сказала Ему, что весь день прождала Его, а Он не пришел. Господь ответил: «Я приходил три раза, и три раза ты меня выгоняла». Юродивые девы из евангельской притчи (Мф. 25:1–12) тоже подвизались, были аскетичны, но у них не было человеколюбия, милосердия. Как говорит Господь: «Милости хочу, а не жертвы» (ответ на вопрос фарисеев, после призвания Левия Матфея; Мф. 9:13, Мк. 2:17, Лк. 5:32). Ты можешь творить поклоны, пребывать в воздержании, но если рядом с тобой нуждающийся человек, а ты говоришь ему, что не можешь помочь, потому что занят, – такого аскетизма Господь не принимает. Позаботься о человеке и продолжи свой путь, потому что в образе этого бедняка – сам Господь. А мы, к сожалению, недостаточно уделяем этому внимание.

Афонские старцы – о сложных вопросах современности