БЕСЕДА НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
17 августа, 2024Успение Пресвятой Богородицы
25 августа, 2024Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Преображение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого духа.
Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах человеческой жизни, мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы.
Это произошло с Апостолами, которых Христос взял с Собой на гору Преображения, и это выразил Пётр, когда сказал: «Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи — Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным, Божественным светом, окутанные этим дивным покоем…» Ни Пётр, ни другие Апостолы не заметили того, что потом они сами поведали другим: что Христос преобразился — то есть явился в сиянии вечной славы — в момент, когда Моисей и Илия говорили с Ним о грядущем Его восходе в Иерусалим и распятии.
Здесь, как и в стольких местах Нового Завета, мы видим, что, как и мы, Апостолы способны уловить светлое, дивное — и так часто пройти мимо того, чего Христу это стоит. Святой Серафим Саровский, говоря с одним из своих посетителей, сказал ему: «Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни, какой ценой Христос получил власть тебе это даровать…» Этим он хотел сказать: «Не проси ни о чём, что недостойно Божией крестной любви, смерти, распятия Спасителя Христа…»
Как и Апостолам, в моменты самые светлые нам хотелось бы, чтобы время остановилось и чтобы нам пребыть навсегда — в чём? — в забытьи! Чтобы нам навсегда забыть, что в нашей жизни и в жизни других людей порой происходит страшное: что бывает одиночество, бывает болезнь, бывает страх, бывают ужасы всякого рода; хотелось бы войти в этот дивный покой преображённого мира, которого мы все ожидаем, но который ещё не явлен, ещё не стал действительностью. В него мы должны верить, его мы порой имеем возможность пережить с большой, преображающей нас глубиной. Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в тёмный, скорбный, холодный мир сияние Преображения.
Когда Моисей на Синайской горе стоял перед Богом, озарённый Божией славой, он так приобщился к ней, что, когда спустился с горы, люди не могли вынести сияние его лица. Вот какими мы должны бы быть, когда переживём земное или небесное чудо, чудо преображения. И то, что случилось с Апостолами, то, что случилось с Моисеем, должно случиться и с нами: ни Моисей не остался на горе Синайской в видении Божием, говоря с Богом, как друг говорит с другом; ни Апостолам не было дано остаться на дивной горе Преображения; Христос сказал им: Пойдём отсюда…
И пришли они в долину, на равнину палестинскую, и застали там неизбывное горе отца, родителей, друзей от того, что неисцелимая болезнь поразила ребенка, и ещё, может быть, более скорбный ужас о том, что и ученики Христовы, к которым обращался отец, ничем не смогли помочь — помог только Христос. Помог Он тем, что исцелил ребенка; но когда ученики Его спросили — «Почему мы не смогли этого сделать?» — Он им сказал: «Этот род изгоняется только молитвой и постом».
И вот нам даётся, по временам, это переживание преображённого мира, переживание чего-то дивного, божественного — вошедшего в жизнь. И, пережив это, мы должны это сохранить как самое драгоценное и войти в мир для того, чтобы этим поделиться. Поделиться же этим мы сможем, только если возьмём на себя подвиг поста и молитвы: не только вещественного, физического поста, но воздержания от всего, что центром своим имеет нас самих, от всякого себялюбия, всякого эгоизма, всякой жадности душевной или духовной, а не только телесной, от желания всякого обладания… И это мы можем осуществить, только если мы будем молиться; и опять – не только произносить молитвенные слова, не только как бы заставлять себя войти в мысль и дух святых, но всеми силами стремиться к тому, чтобы в тусклом, тёмном, осиротелом мире оставаться в общении с Живым Богом, Который есть и свет, и радость, и жизнь…
Подумаем о Преображении; подумаем о нашем опыте преображённого мира, о тех мгновениях или периодах, когда всё внутри и вокруг нас было озарено действительно Божественным светом; и с этим светом пойдём к каждому человеку, во все обстоятельства жизни, и принесём туда свет Христов. Аминь.
1981 г.